Пустотность и расклинцовка щебня,что это означает?

К характеристикам щебня предъявляют жесткие требования. Это позволяет качественно выполнять поставленные задачи. К числу наиболее значимых параметров в сфере строительства и дорожных работ относится пустотность. Она характеризует количество пустого пространства между отдельными зернами.
Что влияет на пустотность щебня:
• размер фракции;
• процент лещадных зерен;
• влажность.
Чем выше размер зерен, тем больше пустого пространства будет между отдельными элементами. Это обусловлено неоднородной формой щебня. Плоские и игольчатые зерна оказывают негативное влияние на пустотность. Чем их больше, тем значительнее объем пустого пространства.
Лещадные зерна отличаются хрупкостью. Они ломаются под нагрузкой, что уменьшает прочность изготавливаемых изделий и покрытий.
От пустотности зависит насыпная масса щебня. Эта характеристика имеет значение при проведении работ и закупке материала. Она может повлечь дополнительные расходы.
При однородном зерновом составе между отдельными камнями всегда присутствует много пустот. Если при изготовлении бетона будет использована одна фракция щебня, результатом станет чрезмерный расход цемента и песка для формирования сбалансированной смеси. Повысятся затраты на производство.
Приблизительно одинаковые по размерам зерна имеют малую площадь контакта между собой. Поэтому бетонные изделия окажутся более хрупкими.
Применение содержащего большое количество пустот щебня повлечет ухудшение характеристик подсыпки и подушки в дорожном строительстве. В результате увеличится скорость износа полотна.
Решение проблемы
Минимизировать объем пустот поможет расклинцовка. Эта технология подразумевает послойное размещение щебня разных фракций. Сначала укладывается материал с самым крупным зерном. Его уплотняют специальными машинами и проливают водой. Сверху насыпают слой более мелкого щебня. Проводят уплотнение с использованием воды и катков. В результате материал с более мелкой фракцией заполняет пустоты между большими зернами. В зависимости от ожидаемых нагрузок на дорожное полотно выбирается оптимальное количество слоев.
Подобный подход находит применение при приготовлении бетонного раствора. Щебень крупных и мелких фракций смешивают в определенных пропорциях. В результате количество пустот заметно снижается, оптимизируется расход цемента и песка. Смесь имеет хорошие прочностные характеристики и разумную цену.