Щебень для балластной призмы

Для начала поясним, что под балластной призмой подразумевают элемент верхнего строения железнодорожного пути, а в качестве балласта выступает дробленая в щебень горная порода, но не любая, а непременно высокой прочности. Такой балласт в виде насыпи на земляном полотне необходим при укладке конструкции из рельс и шпал – он обеспечивает стабильную устойчивость к динамическим нагрузкам от движущихся поездов, равномерно распределяет давление по поверхности, регулирует отток воды. Как правило, в роли балласта выступает щебень твердых пород.
Какие же виды камня могут быть использованы для балластной насыпи? Наилучшим образом себя проявляют прочные магматические породы: гранит, габбро, диабаз, базальт, диорит, сиенит глубинного залегания. Щебень из этих пород помимо прочности обеспечивает необходимые для насыпи дренаж, электроизоляцию и упругость, а также длительный срок ее эксплуатации.
Каким еще требованиям должен удовлетворять щебень для балластной призмы?
зерновой состав - от 25 до 60 мм
чистота – отсутствие примесей органического происхождения (растительный грунт, комковатая глина и т.п.)
морозостойкость — в интервале Мрз 25-50
В соответствии с классификацией путей различается и тип сыпучего материала для балластной призмы. Под основание путей 1, 2, 3 класса рекомендуется к использованию щебень твёрдых пород И20 (20% потери массы от истираемости) или У75 (показатель сопротивляемости при ударных нагрузках). Для путей 4, 5 класса рекомендован щебень средне-твердых пород И40 или У40 (50). Применение мягких осадочных пород (известняковый щебень, доломитовый щебень, песчаник) для создания балластных путевых насыпей не допускается даже в незначительном количестве, так как они измельчаются под давлением, не способны создавать стабильное покрытие и не обладают достаточными дренирующими свойствами для отвода воды. Поэтому перед формированием балластной призмы обязательно проводят проверку качества сыпучего материала на гранулометрический состав и прочие характеристики.
Балластная подушка из щебня проходит несколько этапов «созревания». На этапе стабилизации происходит исправление остаточных деформаций пути. На этапе сформировавшейся и полностью утрамбованной насыпи отрезок пути считается наиболее стабильным. Заключительный этап загрязнения примесями в процессе длительной эксплуатации или некачественного материала может вызывать деформации, требующие корректировки. При использовании высококачественного щебня требуемых параметров срок службы балластной призмы практически не ограничен.